Задачи экологического аудита
Для Экологического аудита (ЭА) в Российской Федерации выделяются ряд общих целей и задач, в целом характерных для любой конкретной аудиторской программы:
- обоснование вариантов производственной или территориальной экологической стратегии и политики:
- необходимое дополнительное информационное обеспечения принятия предплановых, предпроектных, плановых и проектных решений, связанных с существенным воздействием на окружающую среду и использованием природных ресурсов (например, необходимое информационное обеспечение разработки различных территориальных экологических программ);
- необходимое и достаточное информационное обеспечение развития, повышения эффективности или инициирования любых видов экологической деятельности как на локальном (отдельное производство, производственный комплекс), так и на территориальном уровнях (например, необходимое информационное обеспечение развития систем экологического образования и воспитания);
- составление и обоснование систем локальных и территориальных приоритетов в области мониторинга, контроля и управления воздействием на окружающую среду (факторы воздействия, источники воздействия, отходы, локальные критические и рисковые ситуации, приоритетные направления деятельности и т.д.);
- постановка и ранжирование экологических проблем адекватно их реальному содержанию и возможностям решения (например, описание, оценка и прогноз фактического воздействия на окружающую среду в сравнении с воздействием, официально декларируемым природопользователями);
- анализ работы, оценка и прогноз (например, соответствующие рекомендации и предложения) действующих систем мониторинга источников воздействия на окружающую среду и отходов;
- анализ работы, оценка и прогноз действующих систем производственного и государственного экологического контроля;
- анализ работы, оценка и прогноз действующих регламентов, процедур, законодательных и нормативных документов в области экологического контроля и управления.
Виды экоаудирования:
- экологическое аудирование в составе работ государственной экологической экспертизы и ОВОС;
- экологическое аудирование в составе работ государственного экологического контроля за состоянием окружающей среды;
- экологическое аудирование в составе работ и при проведении сертификации по экологическим требованиям;
- экологическое аудирование при лицензировании видов деятельности в области охраны окружающей природной среды;
- экологическое аудирование, связанное с подтверждением действительного состояния окружающей среды (экологической безопасности) на месте хозяйственной деятельности предприятия;
- экологическое аудирование действующей системы управления окружающей среды на предприятии.
Заказчиками работ по экологическому аудированию могут быть:
- федеральные, региональные, муниципальные органы управления, природоохранные и контролирующие органы; юридические и физические лица (хозяйствующие субъекты);
- инвестиционные организации на стадии анализа рисков связанных с фактическим воздействием предприятии заемщиков на окружающую среду;
- предприятия природопользователи по результатам проверки которых контролирующими организациями были выявлены нарушения природоохранного законодательства;
Состав оказываемых аудиторами услуг:
- проведение аудиторских проверок, вне зависимости от расположения объектов аудита, в том числе при разработке данных по ОВОС, заполнении деклараций по экологической безопасности, составлении финансовых отчетов, маркетинге;
- проведение оценки экологической безопасности предприятия в соответствии с требованиями заказчика, законодательства, Российских и международных стандартов;
- оценка экологической приемлемости форм хозяйственной деятельности с позиций законодательных и природоохранных требований;
- прогнозирование экологических последствий;
- участие в проектах приватизации, перевод на новые формы деятельности и т.п.
- оказание помощи в подготовке технико-экономических обоснований, консультирование по вопросам природоохранного, финансового, налогового, хозяйственного законодательства.
- представительство от лица клиента с целью осуществления судебной и арбитражной защиты;
- разработка рекомендаций по экономическому механизму природопользования и охраны окружающей природной среды, повышению эффективности природоохранных программ (проектов), финансово-кредитному и инвестиционному их обеспечению;
- формирование нормативной базы страхования экологических рисков и подготовка соответствующих заключений на всех этапах страхования;
- проведение оценки ущерба, нанесенного юридическим и физическим лицам и окружающей среде в результате экологических правонарушений и разработка рекомендаций по поиску соответствующих компенсационных мероприятий;
- осуществление всех видов аудиторских проверок по деятельности, связанной с использованием природных ресурсов и загрязнением окружающей среды с позиции соответствия аудируемой деятельности действующими экологическими требованиями федерального и регионального уровня;
- осуществление оценки экологической безопасности процессов, работ, продукции, услуг;
- осуществление проверки финансовых аспектов природоохранной деятельности юридических и физических лиц, реализующих природоохранные программы на региональном и местном уровнях.
Аудиторское обслуживание осуществляется применительно к любым категориям предприятий и организаций, видов деятельности, воздействующих на состояние окружающей среды.
- как проведение разовых проверок экологической и иной деятельности, с предоставлением рекомендаций по ее улучшению;
- в форме абонентского обслуживания клиента, предполагающего сотрудничество в течение определенного периода года вплоть до сдачи итогового подтверждающего документа.